Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии. Родился в 1975 году в п. Княженский Брединского района Челябинской области. Окончил Челябинский государственный педагогический университет в 1999 году. В 1998-1999 году, будучи студентом 5 курса, работал учителем географии в школе №37 г. Челябинска. С 1999 года - учитель географии МОУ Комсомольской СОШ Брединского района. Педагогический стаж – 12 лет.
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. География относится к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.
Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно-коммуникативных технологий во всех образовательных отраслях.
Современный учитель должен быть грамотным, успешно владеющим не только спектром традиционных педагогических технологий, но и овладевающим современными технологиями. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные ресурсы, в частности, Интернет. Являясь и учителем информатики, я одним из первых в районе начал использовать информационно - коммуникативные технологии в обучении географии.
Использование компьютерных технологий на уроках географии – это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель географии должен:
- знать основы информатики;
- владеть современными операционными системами и прикладными программами;
- использовать в учебном процессе действующие учебные компьютерные программы.
В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: 12 учебных кабинетов оснащены мультимедийным оборудованием, действует компьютерный класс. В кабинете географии помимо мультимедийного проектора установлена интерактивная приставка Mimio. Всё это позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы – внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
География – предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке.
Все хорошо знают, что без карты нет географии. Все привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. В настоящее время учителя географии от этой кипы карт освобождает Школьная геоинформационная система «Живая география». Учебно-методический комплект «Живая География» включает в себя:
- программную ГИС-оболочку с определенным инструментарием для работы с географической информацией;
- комплект цифровых географических карт;
- набор цифровых аэрокосмических снимков;
- «Руководство пользователя»;
- «Методические рекомендации».
Цифровая карта является своеобразным «слоеным пирогом». Географическая информация представлена в цифровой карте как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных какой-то конкретной теме, поэтому такие слои часто называются тематическими слоями.
Как можно сконструировать учебно-воспитательный процесс с использованием ГИС?
Во-первых, это применение демонстрационного комплекса «Компьютер – проекционное устройство» на уроках при изучении нового материала и закреплении пройденного для иллюстрации пространственных закономерностей развития природы и общества на конкретном материале. Примером может служить урок географии в 7 классе «Физико-географическое положение Южной Америки».
Во-вторых, достаточно эффективна самостоятельная работа учеников в компьютерном классе в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках ученики выполняют непосредственно за компьютерами практические работы и задания. Учитель знакомит учеников с заданием, выносимым на практическую работу. Затем он показывает на большом экране, к каким элементам ГИС необходимо обращаться в ходе самостоятельной работы.
Далее класс делится на группы в зависимости от численности детей в классе и количества задействованных компьютеров. Группы приступают к выполнению практической работы, попеременно сменяясь у компьютеров.
В процессе использования компьютера ученики в соответствии с содержанием практической работы взаимодействуют с ГИС по одной из следующих схем:
- ученик в интерактивном режиме выполняет запрограммированное задание на знание географической номенклатуры, причинно-следственных связей, умения определять расстояния и т.д.;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск информации в материалах ГИС с целью выполнения предложенного задания (составления описания географического объекта или явления, объяснения взаимного расположения объектов и явлений, анализа причинно-следственных связей между объектами и явлениями).
Пример: практическая работа в 6 классе «Описание крупных горных систем по плану».
В процессе тематического контроля знаний географической номенклатуры ученика можно пригласить к большому экрану и попросить назвать указанные курсором объекты. Также можно предложить ученику цифровую контурную карту, которую ему следует заполнить с помощью инструментария ГИС.
При таких формах организации работы удается максимально реализовать возможности ГИС как интерактивных средств обучения географии в общеобразовательной школе.
Компьютерные технологии позволяют также освободить учителя от повторного устного воспроизведения одного и того же материала в разных классах одной параллели. Такая технология требует от учителя большой подготовительной работы. При подготовке к уроку я записываю видеоурок с помощью программы Camtasia Studio, а на уроке учащиеся непосредственно за компьютерами прослушивают видеоурок и самостоятельно выполняют задания. Примером применения данной методики может служить урок в 7 классе «Географическое положение Африки».
Использование ИКТ на уроках географии не ограничивается Школьной геоинформационной системой. Я также активно использую в своей деятельности мультимедийные презентации, подготовленные с помощью программы Microsoft Office Power Point. Работа над созданием презентаций также очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности. Ведь в презентации можно использовать не только статические изображения, но и видео-, аудиоматериалы, собственное звуковое сопровождение и т.д. Использование презентаций позволяет сделать урок географии ярким, наглядным и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже. Примером использования презентации может служить урок в 6 классе «Причины, влияющие на климат» (конспект, презентация). Кроме того я привлекаю к созданию презентаций и учащихся, что позволяет им более серьезно относиться к подготовке к урокам, реализовать свои творческие способности, развивает желание получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.
Большой помощью при подготовке учителя географии к урокам также являются мультимедиа учебники по всем курсам географии от «Кирилла и Мефодия», «1С» и т.п. Особенностью данных продуктов является наглядная форма представления материала, на дисках содержится большое количество интерактивных карт, увлекательные видеофрагменты, разнообразные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками, а также итоговое тестирование, позволяющее проверить усвоение пройденного материала.
Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты.
В настоящее время по телевидению транслируется огромное количество познавательных фильмов и телепередач, которые также можно использовать на уроках географии и краеведения. Кроме того эти фильмы есть и в продаже. Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия "Золотой глобус", где на дисках представлена полная, содержательная информация о странах мира. Эта информация содержит не только географические данные о стране, но и знакомит учащихся с ее культурными реалиями, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней. Такой материал удобен на уроках экономической и социальной географии мира.
На уроках краеведения я использую серию фильмов ЧГТРК «Все чудеса Урала», которые посвящены достопримечательностям Челябинской области и прилегающих территорий, а также собственные фото- и видеоматериалы, которые c 2001 года ежегодно пополняю во время многодневных туристических походов с учащимися по Южному Уралу.
На мой взгляд, нельзя познать свой край, сидя дома или в кабинете географии и мои ученики солидарны в этом со мной. Мы с ребятами ежегодно совершаем путешествия по родному краю, а не это ли ещё один способ заинтересовать учащихся, привить у них любовь к географии, к своей малой Родине. Мои ученики не понаслышке знают о Национальных парках Челябинской области, мы с ними побывали на «крыше Челябинской области» - г. Большой Нургуш, совершили восхождение и на другие вершины Южного Урала: Иремель, Зигальга, Таганай, Уреньга, оценили красоту «голубых жемчужин» - озёр Тургояк и Зюраткуль.
Деятельность современного учителя не ограничивается школьными уроками. В настоящее время у учителя есть огромная возможность делиться своим опытом не только на заседаниях районного методического объединения с учителями своего района или города, но и взаимодействовать с коллегами других районов и регионов, участвуя в сетевых сообществах и проектах. Я принимаю активное участие в семинарах и мастер-классах, проводимых на базе Межшкольного методического центра 74336, являюсь модератором сетевого сообщества учителей географии (активность участников которого, к сожалению, оставляет желать лучшего), сетевым тьютором дистанционного курса «Геоинформационные технологии в школе. Школьная геоинформационная система» Челябинского регионального центра дистанционного обучения, администратором сайта МКОУ Комсомольской СОШ. Разработал «Атлас Брединского района», материалы которого использует аспирант РГПУ им. А.И.Герцена Андрей Мухин в своей кандидатской диссертации на тему: «Использование крупномасштабных картографических произведений в ходе экологической подготовки школьников на уроке географии» и электронный учебник «География Брединского района», которые размещены на личном сайте. Cовместно с учителями МОУ Брединской СОШ №2 создал и разместил в сети Интернет сайт «География Брединского района», который является участников областного конкурса учителей географии и краеведения «Природа вокруг нас» 2009.
Являюсь участником сетевого сообщества «Геопространство электронных вершин» на сайте «Электронные образовательные ресурсы». В рамках сообщества принимал участие в дистанционных семинарах «Картографическая лаборатория», «Сервисы визуализации географической информации как основа участия в конкурсе и геопроекте» и дистанционном мастер-классе «Умная картография», являюсь победителем Первого сетевого методического конкурса сообщества «Геопространство электронных вершин «Мой урок» в номинации «Создание методических материалов по использованию ЭОР в различных видах деятельности в рамках образовательного процесса (2 место).
Используя информационно-коммуникативные технологии, я понял, что компьютер для меня – это не только источник информации, но и средство моей успешной работы, который позволяет мне создавать успешных учеников, способствует осуществлению моих творческих планов и замыслов, экономит мои силы и время.